Кафедральный Александро-Невский собор

В центре города Симферополя разбит сквер Победы, в нем на 
постаменте установлен танк Т-34 - памятник воинам, павшим за 
освобождение Симферополя в апреле 1944 года. До недавнего времени мало 
кто знал о том, что на месте этого парка еще в начале века возвышался 
главный собор города во имя святого благоверного князя Александра 
Невского. 
История этого храма интересна и трагична. Он стал одной из первых 
монументальных построек нового губернского города. Екатерина Великая во 
время посещения Симферополя высказала идею о возведении собора, но его 
строительство долго не начиналось из-за смерти Г. А. Потемкина (1791 г.), а 
затем и самой императрицы (1796 г,). 
В 1804 году протоиерей Никита Петровский и священник Кирилл 
Забуженко обратились к Таврическому губернатору Мертвого с просьбой 
начать строительство храма. Губернский архитектор Карасев разработал 
проект будущего собора, сметная стоимость которого должна была составить 
81 тыс, 529 руб. Но этот проект не был принят. Автором нового проекта стал 
петербургский архитектор Л. И. Руско. Для строительства нового храма 
выбрали место на берегу Салгира, в Александровском редуте, который 
соорудил во время военных действий генералиссимус князь Италийский граф 
Суворов Рымникский (в настоящее время на этом месте находится гостиница 
"Украина"). В мае 1810 года состоялось освящение места будущего 
строительства и закладка храма. 
Губернатор А. М. Бороздин заключил подряд на строительство собора с 
французами П. Николом, И. Ферри, Б. Лапи. Они должны были не только 
построить храм, но и отремонтировать Суворовский редут. В то же время 
сделали заказ в Петербургский иконописный цех К. Бенедиктова. Всего за 2 
месяца было выполнено 30 икон, среди них образ Христа Спасителя, 
Богоматери, святого апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова, 
святых Архангелов Гавриила и Михаила. Все иконы были отправлены в 
Симферополь. 
А вот строительство собора продвигалось очень медленно из-за 
отсутствия средств. В 1812 году началась Отечественная война, которая 
потребовала от России напряжения всех сил, в том числе и материальных. 
Строительство храма временно прекратилось, завершить его собирались 
после окончания войны. Однако этим планам не суждено было сбыться; 
весной 1813 года над городом пронеслась сильная буря, ветер сорвал кровлю 
собора, развеял песок. Оставшуюся часть заготовленного стройматериала 
попросту растащили. Храм так и остался недостроенным и стал постепенно 
разрушаться. 
В 1816 году повелением императора Александра I была создана 
следственная комиссия. Осмотрев храм, члены комиссии пришли к выводу, 
что здание необходимо разобрать из-за глубоких трещин в его стенах. 
 Существует предание, что место будущей постройки указал сам 
Александр I, Новый собор предполагали строить на просторной площади перед Суворовским редутом, С точки зрения архитектуры, собор, 
расположенный в центре города, должен был связать в единое целое всю 
будущую застройку. Новый проект разработали в строительном комитете 
министерства внутренних дел Санкт-Петербурга. Его автором стал 
известный архитектор титулярный советник И. Шарлеман. Его проект, 
выдержанный в духе классицизма, отличался торжественностью, 
изысканностью пропорций, что сочеталось с запланированным парадно-
торжественным архитектурным обликом зданий, окружавших его. Проект И. 
Шарлемана в 1821 году был утвержден императором, Александр I также 
пожертвовал большую сумму денег на строительство храма. 
Уточнить и скорректировать проект на месте, а также вести наблюдение 
за строительством поручили известному архитектору И. Ф. Колодину (ок. 
1785-ок. 1845). Кроме собора, талантливому архитектору предстояло 
закончить строительство странноприимного дома Таранова-Белозерова 
(сейчас в этом здании находится медицинское училище), перестроить Свято-
Троицкую церковь, возвести губернские присутственные места и дом 
гражданского губернатора. 
Архитектором Колодиным и губернским архитектором Лиммерманом в 
присутствии губернатора А, Н. Баранова был составлен акт о 
несостоятельности первой постройки. За эти годы стены здания и колонны 
обветшали и начали разваливаться, поэтому было принято решение его 
разобрать. Позднее этот участок земли приобрел протоиерей Василий 
Чернявский, здесь располагались архиерейское подворье и Духовная 
Консистория. 
Новый храм был заложен 12 марта 1823 года. В Петропавловской церкви 
отслужили Божественную Литургию, после к месту закладки храма 
совершили крестный ход и преосвященный Иов освятил место 
строительства. 
Новый собор строили из местного бутового камня, который привозили 
из соседних деревень татары, Капители, колонны, пилястры, карнизы и 
другие детали выполнялись из тесаного камня, Крышу решено было покрыть 
листовым железом и покрасить в зеленый цвет, Кровельщики Петр 
Бобровский и Карл Ритер изготовили пять металлических крестов и 
подкрестовых яблок, покрыли их медью и червонным золотом. 
Екатеринославская духовная консистория решила упразднить 
обветшавший Петропавловский собор, а церковную утварь, ризницу, 
колокола перенести в новый. 
В 1844-1845 годах на средства прихожан были устроены два придела: во 
имя святой праведной Анны и в честь Покрова Божией Матери, и два новых 
иконостаса. Внешний вид старого иконостаса изменился: он потемнел, от 
времени потускнела позолота. На фоне новых он выглядел 
непривлекательно, нарушая впечатление гармонии и красоты. Поэтому его 
решено было заменить, новый иконостас, выполненный в 1847 году 
Пантелеймоном Ивановичем Бочеро-вым, находился в соборе до 1864 года, а затем был передан в Симферопольскую тюремную церковь памяти 
поклонения веригам святого апостола Петра. 
Город постепенно рос, население увеличивалось. В 1860 году 
Александро-Невский собор стал кафедральным. Потребовалась частичная 
перестройка, чтобы он вместил всех прихожан. В 1864 расширили алтарную 
часть, поэтому пришлось заказать новый иконостас большего размера. Его 
выполнил из соснового дерева московский мастер купец 2-ой гильдии 
Никифор Сафронов по проекту петербургского архитектора Козловского. 
Резные украшения и доски для икон изготовили из липы. Всего иконостас 
украшали 25 икон и одна большая икона "Тайной вечери", написанная на 
потолке. 30 августа 1864 года он был освящен преосвященным Алексием. 
Александро-Невский собор неоднократно расширялся и перестраивался. 
В 1869 году в нем были построены три алтаря и устроена галерея на 
западном фасаде. В 1881 году начались работы по удлинению собора. По 
ходатайству Таврического архиепископа Гурия (Карпова) Синод выделил для 
этого 37727 рублей, С западной стороны к собору были пристроены 
трапезная и притвор с колокольней. Во втором ярусе колокольни была 
устроена ризница, перенесенная сюда из левого придела, А освободившийся 
придел епархиальное духовенство решило посвятить памяти святого Гурия 
Казанского и Свияжского Чудотворца, в память архиепископа Таврического 
Гурия, умершего 17 марта 1882 года и похороненного в соборе. 
В 1881 году закончились строительные работы, и собор предстал во всей 
своей обновленной красе. Внутренняя отделка храма была великолепна. 
Стены, окрашенные в охристый цвет, чудесно гармонировали с позолотой 
иконостаса, риз. с золотистым опенком дубового паркета. Симферопольцы 
гордились своим кафедральным собором, называли его "Исаакиевским" и, 
конечно же, считали, что он в самом деле нисколько не хуже настоящего 
Иса-акиевского собора. 
В Александро-Невском соборе имелись священные и исторические 
реликвии: подаренные Екатериной II золотые потир, дароносица, лжица, два 
копия, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два 
блюдца, звез-дица. На престоле хранилась копия чудотворного образа 
Божией Матери Касперовской, ее подарил храму архиепископ Иннокентий в 
1857 году. Долгие годы в соборе находился важный документ - Высочайшая 
грамота императора Александра II, в которой он благодарил жителей 
Таврической губернии за услуги, оказанные Отечеству во время Крымской 
войны 1853-1856 гг. Еще одна реликвия - большое напрестольное Евангелие, 
украшенное сребровызо-лоченными досками с изображением Воскресения 
Христова и четырех евангелистов на верхней доске и Благовещения и 
четырех херувимов - на нижней. На Евангелии была сделана надпись: "С 
молитвою веры и благодарности ко Христу Спасителю, за сохранение 
драгоценной жизни Благочестивого Императора Александра II 4 апреля 1866 
г., приношение в Александро-Невский кафедральный собор от духовенства и 
дворянства Таврического". К Александро-Невскому собору были приписаны греческая церковь во 
имя Святой Троицы, Петропавловский собор, часовня во имя святого князя 
Александра Невского на Базарной площади, часовня на военном кладбище, 
построенная над могилами защитников Севастополя, умерших в 
Симферополе от ран. 
В Александро-Невском соборе служили многие замечательные 
священнослужители: священномученики Ни-кодим (Кротков) и Порфирий 
(Гулевич). Один из них Николой Федорович Казанский (1874-1942), еще при 
жизни прихожане почитали его святым за Высоту духовной жизни. До 
революции его жизнь была спокойной. Господь уготовил ему тернистый путь 
страданий после установления советской власти. Отец Николай в своих 
проповедях обличал новую Власть В беззакониях, вы-ступал против 
раскольников и обновленцев, стара-ясь сохранить истинное православие, мир 
и порядок в церкви. В тревожные времена он оставался спокойным и 
благодушным, личным примером учил прихожан стойко, с молитвой на 
устах переносить все испытания, ниспосланные Богом. За каждым 
богослужением священник призывал молиться о всех владыках, 
священнослужителях и мирянах, томящихся в тюрьмах. Отца Николая 
неоднократно арестовывали: бесстрашный, твердый в своих взглядах 
священник был неугоден советской власти. 
После уничтожения Александро-Невского собора протоиерей Николай 
Казанский служил во Всехсвят ской кладбищенской церкви. В октябре 1936 
года - новый арест. На допросах отец Николай держался уверенно и твердо, 
отвечал на вопросы прямо, без страха. "Да, я заявляю, что советская власть, 
как распространяющая безбожие, является антихристианской властью", - для 
такого заявления надо было обладать необыкновенным мужеством. 3 января 
1937 года арестованным объявили приговор: отца Николая сослали в 
Красноярский край на поселение в деревню Новосело-во. Но уже В ноябре 
1937 года его арестовали вновь и осудил и на десять лет все по тем же 
обвинениям: ярый тихоновец и враг советской власти. Здоровье отца 
Николая пошатнулось, и его поместили В колонию для инвалидов. Надежды 
вернуться домой или хоть как-то облегчить свою участь у священника не 
было, и он смиренно, с блогодарением Богу погрузился в молитву. Больной, 
измученный нелегкой жизнью, отец Николай почил в Устьвытлаге в 1942 
году. 
Революционный вихрь принес много перемен в жизнь губернского 
города. Для Православной Церкви настали трудные времена. Многие храмы 
Симферополя были закрыты и превращены в склады, архивы, клубы. В 1922 
году закрыли и Александро-Невский собор. Некоторое время его 
использовали как хранилище для церковного имущества, изъятого в храмах и 
монастырях Крыма, В 1929 году храму постарались придать "гражданский" 
вид: сняли колокола, сбили кресты. Но храм, стоявший в центре города, 
пусть даже закрытый, мешал новой власти - своим видом он напоминал о 
временах, когда жизнь была более спокойной, когда верующие могли 
посещать свой любимый собор. В 1930 году было решено снести собор. Перед разрушением удалось 
перезахоронить прах архиепископа Гурия и еще 4 монахов на новом 
городском кладбище у церкви Всех Святых. В сентябре 1930 года в 
престольный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста 
Господня прозвучал взрыв, и от некогда прекрасного храма осталась груда 
камней. Их постепенно развезли на строительство других домов, а на месте, 
где раньше возвышался величественный собор, разбили сквер. 
В 1944 году здесь в братской могиле были похоронены солдаты, 
освобождавшие Симферополь от фашистских оккупантов. А над их могилой 
установлен памятник - танк. Позже останки воинов перезахоронили на 
воинское кладбище. В 1994 году 22 июня, в годовщину начала Великой 
Отечественной войны, в сквере Победы установили крест и заложили первые 
камни в основание часовни во имя святого Георгия Победоносца. 
В настоящее время Православная Церковь и многие жители 
Симферополя желают восстановить Александро-Невский собор. 
Возрождение уничтоженной святыни будет свидетельствовать о духовном 
возрождении людей, об искуплении вины за содеянное. Уже начата работа 
над созданием единого духовно-патриотического комплекса, в который 
войдут Долгоруковский обелиск, восстановленный собор во имя святого 
благоверного князя Александра Невского и памятник воинам, погибшим во 
время Великой Отечественной войны. Каждый из этих памятников 
символизирует определенный период в истории Крыма, а асе вместе - 
духовное единство народа.